Инвентаризация незавершенного производства.

                           

Обложка НЗПОбложка НЗП1

1.          Порядок проведения инвентаризации незавершенного производства

2.         Порядок оценки незавершенного производства.

3.          Порядок распределения затрат между незавершенным производством и готовой продукцией.

4.         Основные причины отклонений, выявленных в ходе инвентаризации незавершенного производства.

5.         Бухгалтерский учет незавершенного производства. Счета незавершенного производства. Незавершенное производство в бухгалтерском балансе.

6.         Налоговый учет незавершенного производства. НДС в незавершенном производстве.

7.         Незавершенное производство в сфере оказания возмездных услуг.

8.        О документе «Инвентаризационная опись незавершенного производства» Образец Инвентаризационной описи незавершенного производства.

Заказать бесплатно статью на свой компьютер или задать бесплатно вопросы можно здесь.

Прежде чем приступить к рассмотрению текущих вопросов, допустим небольшое отступление.

 

Напомню, настоящая электронная книга «Инвентаризация на отлично!» является бесплатной и основывается на личной инициативе автора и личном согласии читателей на бесплатное приобретение.

В процессе рассмотрения вопросов бухгалтерского и налогового учета результатов инвентаризации будут затронуты некоторые схемы налогового и проводки бухгалтерского учета. Не все однозначно в рассматриваемых темах, как и не однозначны разъяснения контролирующих органов.

 

Настоящая электронная книга «Инвентаризация на отлично!» не является консультацией, не порождает правовых последствий, а скорее напоминает обмен мнением специалистов в данной области. Данные, приводимые в настоящей электронной книге «Инвентаризация на отлично!», не могут служить безусловным основанием для принятия решений, являются объектом Вашего критического рассмотрения.

Еще раз призываю Вас руководствоваться в практической деятельности личным профессионализмом, а материалы данной электронной книги использовать в качестве объекта критического рассмотрения. Со своей стороны постараюсь представить все разнообразие  схем.

 

Вы наверно уже убедились, что разъяснения контролирующих органов иногда противоречивы и не однозначны. В этих условиях напомню о принятых поправках к налоговому кодексу.

Статья 32 Налогового Кодекса Российской Федерации: Обязанности налоговых органов.

5) Руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законов Российской Федерации о налогах и сборах.

Тем самым расставлены приоритеты при возникновении разногласий в документах различных ведомств.

бух учет излишки

1. Порядок проведения инвентаризации незавершенного производства.

В первую очередь определим состав незавершенного производства:

1. Продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом.

2. Изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки.

Кроме того, к незавершенному производству относятся:

  • Неукомплектованная продукция,
  • Продукция, не прошедшая проверку и технический контроль,
  • Невыполненные заказы,
  • Полуфабрикаты собственного производства, не относящиеся к готовой продукции,
  • Не принятые клиентом работы и услуги,
  • Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве (подвергшиеся обработке),
  • Детали, узлы и другие сборочные соединения,
  • И т.п.

 

Учитывая, что инвентаризация незавершенного производства подробно описана в Методических указаниях по проведению инвентаризации,  изложим этот раздел подробно, а затем рассмотрим причины, по которым возникают отклонения учетных данных от фактических остатков в незавершенном производстве.

Итак, раздел «Инвентаризация незавершенного производства» в Методических указаниях по проведению инвентаризации:

Пункт 3.27. При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:

определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;

определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);

выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

3.28. В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.

3.29. Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.

Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно — монтажным работам — с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.

3.30. Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельных описях.

Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные описи.

3.31. По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья (в соответствующих отраслях промышленности), в описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

3.32. По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.

При этом проверяется:

а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;

б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.

По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.

3.33. На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

3.34. На прекращенные строительством объекты, а также на проектно — изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно — финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.

3.35. Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.

незавершенное производство1Иди, разберись с этой незавершенкой.

                 2. Порядок оценки незавершенного производства.

Вопросы организации подсчета фактических остатков НЗП тесно переплетаются с вопросами оценки НЗП.

Учитывая, что требования нового Закона о бухгалтерском учете вступают в силу после утверждения стандартов, в настоящее время сохраняются действия ПБУ и других нормативных актов, вовлеченных в процесс подсчета и оценки НЗП.

Вопросы оценки НЗП в бухгалтерском учете в большей степени отражены в п.п. 63,64 «Положения по ведению бухгалтерского учете и бухгалтерской отчетности».

( Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.)

 

В зависимости от специфики производства НЗП можно оценивать:

- по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости

- по прямым статьям затрат

- по стоимости сырья, материалов и покупных полуфабрикатов

- при единичном производстве – по фактически произведенным затратам

 

Выбранный предприятием порядок оценки НЗП должен быть закреплен в учетной политике предприятия. Следует отметить, что выбор оценки НЗП влияет на формирование себестоимости и как следствие, определения финансовых результатов.

Чем меньше затрат принимается в расчет при оценке НЗП, тем больше расходов остаются на себестоимости выпускаемой продукции, что соответственно снижает финансовые результаты. Имеет смысл экономическим службам предприятия просчитать плюсы и минусы применения упрощенных методов оценки НЗП.

Более того, имеются определенные риски, связанные с трактовкой налогового законодательства представителями фискальных служб (подробнее в разделе «Налоговый учет незавершенного производства»)

В тоже время, очевидно, что количество не сданных на склад деталей (деталей с незаконченной обработкой, деталей, непроверенных службой качества, и т.д.) умноженное на норму расхода материалов являлось бы достаточным для оценки НЗП.

Достоин внимания метод оценки НЗП по прямым статьям затрат.

В этом случае оценка НЗП ведется с учетом материальных затрат ( в т.ч. покупные полуфабрикаты, топливо, электроэнергия), заработной платы за выполненные операции и страховых начислений, амортизации.

В данном случае инвентаризировать НЗП необходимо с группировкой подсчитываемых деталей по степени их готовности.

Опять же данный факт должен быть закреплен в учетной политике предприятия. Также в учетной политике предприятия должны быть указаны документы, которые оформляются при организации подсчета и отражения результатов НЗП.

В целях сближения бухгалтерского и налогового учета НЗП целесообразно перечень статей прямых затрат в налоговом учете, учитываемых при подсчете НЗП закрепить в учетной политике предприятия.

Перечень прямых затрат в налоговом учете организации устанавливают сами и закрепляют его в своей учетной политике для целей налогообложения. При этом компании руководствуются спецификой своей деятельности (Письма Минфина России от 07.02.2011 N 03-03-06/1/79, от 25.03.2010 N 03-03-06/1/182, от 04.08.2009 N 03-03-06/1/516).

Минфин России не запрещает устанавливать и минимальный состав прямых расходов в налоговом учете (Письмо от 11.11.2008 N 03-03-06/1/621).

И в то же время следует учесть позицию налоговых органов примерно в следующем трактовке:

«Предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учетную политику, включая формирование состава прямых расходов, НК РФ не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика».

доказательства

Вернемся к этому вопросу в разделе «Налоговый учет незавершенного производства».

3. Порядок распределения затрат между незавершенным производством и готовой продукцией.

 

 

Как разделить затраты между НЗП и ГП?

Данный раздел взят из открытого источника: «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 10»

О.С.Сергеева

Эксперт журнала

«Промышленность:

бухгалтерский учет и налогообложение»

 

 

Распределение затрат можно назвать завершающей процедурой стоимостной оценки «незавершенки». От того, как предприятие разделит расходы между «незавершенкой» и готовой продукцией, зависит финансовый результат и общая картина деятельности предприятия за отчетный период.

НЗП по стоимости сырья и материалов. Алгоритм разделения расходов между НЗП и ГП зависит от выбранной оценки «незавершенки». Так, если организация имеет незначительную долю НЗП в объеме готовой продукции и оценивает «незавершенку» по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, то ей делить, в принципе, нечего. Все перечисленные активы, которые не вошли в оценку ГП, на основании данных производственных отчетов (инвентаризационных ведомостей) включаются в стоимость НЗП.

Данный метод применим в случае, когда бухгалтер располагает данными о натуральных и стоимостных показателях сырья, материалов и полуфабрикатов, вошедших в состав «незавершенки» и ГП. Если такой информации нет, то материальные затраты можно распределить исходя из показателей о количестве выпущенной продукции и количестве продукции, для выпуска которой были отпущены сырье и материалы. В этом случае расчет усложняется еще и тем, что в распределении между НЗП и ГП участвуют не только текущие материальные расходы (как это возможно при оценке НЗП по натуральным и стоимостным остаткам сырья и материалов в цехе), но и те, которые составили «незавершенку» предыдущего месяца.

 

Пример 2. Предположим, ОАО «Каскад» для производства 1000 ед. продукции отпустило сырья и материалов на сумму 2 000 000 руб. (без НДС). В отчетном периоде выпущено 900 ед. готовой продукции. В учетной политике установлено, что «незавершенка» оценивается по стоимости сырья и материалов, при этом ее остаток по предыдущему месяцу составил 300 000 руб.

 

Рассчитаем долю сырья, приходящуюся на НЗП, для чего определим материально-сырьевые затраты, приходящиеся на ГП. Формула для расчета стоимости сырья и материалов, вошедших в ГП, следующая:

 

С   = (К   / К ) x (С   + С ),

ГП     ГП   ПЛ     ОТ   НП

 

где: К   — количество выпущенной в текущем месяце ГП;

ГП

К   — количество продукции, для выпуска которой в текущем

ПЛ

месяце было отпущено в производство сырье и материалы;

С   — стоимость сырья и материалов, отпущенных в производство

ОТ

в текущем месяце;

С   — стоимость сырья и материалов, находящихся в производстве

НП

на начало текущего месяца.

Подставив данные примера в приведенную формулу, получим стоимость сырья и материалов, приходящихся на ГП, — 2 070 000 руб. ((900 ед. / 1000 ед.) x (2 000 000 руб. + 300 000 руб.)). После этого можно рассчитать стоимость сырья и материалов, приходящихся на НЗП, по формуле:

 

С   = С   + С   — С

НТ   ОТ   НП   ГП

 

В итоге остаток НЗП на конец текущего месяца, оцененный по стоимости сырья и материалов, составит 230 000 руб. (2 000 000 + 300 000 — 2 070 000).

Как видим, ничего сложного, единственный вопрос, который может возникнуть: нужно ли распределять затраты в самой «незавершенке» или достаточно собрать их на затратных счетах котловым методом? На такие размышления наводит п. 74 Положений по калькулированию. В нем говорится о том, что величина затрат, относящихся к НЗП, определяется на основе данных об изменении его остатков по каждому виду продукции (изделий) в натуральном выражении, условных изделиях (при большой номенклатуре деталей и узлов, входящих в состав изделия) или в процентах готовности изделий, имеющих длительный цикл изготовления.

Согласитесь, достаточно запутанная рекомендация, однако если разобраться, то можно заметить, что в ней речь идет о том, что НЗП собирается по всем остаткам производства. О разделении «незавершенки» по каждому виду не законченной производством продукции (изделий) в приведенной норме не сказано ни слова. Таким образом, НЗП отражается в учете котловым методом суммированием всех затрат, приходящихся на остатки сырья, материалов и полуфабрикатов, не вошедших в ГП.

НЗП по прямым статья затрат. В этом случае для распределения прямых расходов (сырье и материалы, зарплата, отчисления и амортизация) между НЗП и выполненными работами (произведенной продукцией) можно выбрать не так уж и много показателей. Как правило, коэффициент распределения расходов определяется пропорционально стоимости сырья в НЗП и ГП либо в зависимости от доли невыполненных работ на отчетную дату в общем объеме запланированных работ.

Мы не будем рассматривать на примере этот способ оценки «незавершенки», порядок распределения всех прямых расходов аналогичен вышерассмотренному разделению материальных затрат между НЗП и ГП. Перейдем к последнему методу оценки «незавершенки».

НЗП по фактическим затратам. Данный метод оценки является, пожалуй, самым трудоемким способом определения стоимости «незавершенки». Бухгалтеру нужно распределить между НЗП и ГП не только прямые, но и косвенные затраты. И для тех и для других расходов можно использовать одни и те же показатели распределения, однако это не снижает трудоемкость данного способа оценки НЗП и ГП. Дело в том, что в отличие от НЗП, в стоимость которого фактические затраты включаются котловым методом, фактическая себестоимость ГП определяется по каждому виду продукции, что значительно усложняет порядок распределения расходов. Поэтому оценка НЗП и ГП по фактической себестоимости применяется редко, в основном при единичном производстве продукции.

Нормативная оценка НЗП является более распространенным способом расчета стоимости «незавершенки». В этом случае в учете отражаются расходы по нормативу и фактические, причем последние распределить между НЗП и ГП несложно, если распределены расходы по нормативу. Фактические расходы делятся между НЗП и ГП пропорционально нормативным расходам. Сложность состоит только в том, как отразить и списать отклонения нормативных затрат от фактических.

В этом случае можно воспользоваться субсчетами, открытыми к счету 20. На одном отражать нормативную стоимость НЗП (Дебет 20-1 Кредит 20-2), а на другом — фактическую, распределенную пропорционально нормативным расходам (Дебет 20-2 Кредит 10, 60, 69, 70, 76). Отклонения между фактической и нормативной стоимостью НЗП списываются на себестоимость продукции (Дебет 40, 43 Кредит 20-2), а остаток на счете 20-1 соответствует нормативной оценке НЗП. Таким методом списания затрат позволяет воспользоваться п. 103 Положений по калькулированию, нормы которого допускают при стабильных остатках НЗП списание отклонений от норм на себестоимость товарной продукции.

В целом нормативный метод для оценки НЗП достаточно удобен, если предприятие в бухгалтерском учете нормирует свои производственные затраты, включаемые в стоимость НЗП и ГП.

 

_______________________________________________________________________

излишки11

4. Основные причины отклонений, выявленных в ходе инвентаризации незавершенного производства.

1.     Отсутствует должный порядок при перемещении деталей между участками производственных цехов.

Станочники, заинтересованные в росте зарплаты, не дожидаясь доставки деталей на рабочие места, осуществляют ее самостоятельно. В этих условиях планово – диспетчерская служба теряет оперативный контроль за перемещением деталей.

2.     Дефицит площадей производственных кладовых является основной причиной хранения деталей в местах временного

хранения непосредственно на производственных участках.

Станочник имеет открытый доступ к хранящимся деталям. В этих условиях он беспрепятственно пользуется этим обстоятельством, особенно в целях сокрытия  допущенного брака. Вместо учета  в установленном порядке допущенного брака, происходит замена на деталь, хранящуюся в местах временного открытого хранения.

3.     Кладовщики производственных кладовых не знают в полной мере номенклатуру. Перечень номенклатуры, особенно на складах сборочного цеха машиностроительного предприятия, зашкаливает за все мыслимые пределы. Проблема усугубляется постоянной ротацией складских работников и комплектовщиков. Заработная плата указанной категории работников невысокая.

Отсутствие ярлыков с наименованиями деталей в местах хранения затрудняет поиск необходимых деталей. Станочники нередко заходят в кладовую (что не желательно) и самостоятельно ищут необходимую деталь. Учитывая унифицированность многих деталей, возможно использование заменителей. Таким образом, возникают многочисленные пересортицы.

4.     Отсутствуют изоляторы брака.  Нередко на производственных участках хранятся бракованные детали, на которых отсутствуют отличительные ярлыки и отметки.

В ходе инвентаризации незавершенного производства вышеуказанный брак нередко попадает в инвентаризационную опись как годная деталь.

5.   Ошибки в подсчете, допущенные инвентаризационной комиссией, как правило   сводятся к подсчету и включению в инвентаризационную опись материалов, не подвергнутых первоначальной обработке. Указанный факт является нарушением пункта 3.30 Методических указаний по проведению инвентаризаций и свидетельствует об отсутствии инструктажа рабочей комиссии.

Перечисленные выше нарушения, как правило,  «фокусируются» при проведении инвентаризации незавершенного производства и приводят к значительным отклонениям

Залогом успешного проведения инвентаризации незавершенного производства является  постоянный контроль за указанными выше вопросами.

излишки 6jpg

5. Бухгалтерский учет незавершенного производства. Счета незавершенного производства. Незавершенное производство в бухгалтерском балансе.

 

Вопросы ведения бухгалтерского учета незавершенного производства тесно переплетаются с вопросами учета и оценки материально – производственных запасов, распределением затрат между незавершенным производством и готовой продукцией, вопросами порядка учета готовой продукции.

Расходы, непосредственно связанные с технологическим процессом, записывают на счет 20; связанные с изготовлением полуфабрикатов, а также с прочими вспомогательными производствами и обслуживающим хозяйствами — на счета 21, 23 и 29

«Дебитовые» остатки на конец месяца по этим счетам и будут являться не завершенным производством.

Для косвенных расходов предназначены счета 25 и 26.

Счет 25 «Общепроизводственные расходы» — для отражения затрат на содержание, организацию и обслуживание основного производства без разбивки по видам продукции; счет 26 «Общехозяйственные расходы» — для затрат, непосредственно не относящихся к производственным процессам.

С кредита счетов 20,23,29 в дебет счетов 43 или 40 (в зависимости от выбранной учетной политики и рабочего плана счетов) должна быть списана фактическая производственная себестоимость продукции. Но в отличие от большинства других счетов, у которых в течение месяца формируются обороты, а завершающим этапом становится определение остатка на конец месяца (выведение сальдо), со счетом 20 все происходит наоборот — чтобы определить фактическую себестоимость продукции (то есть кредитовый оборот счета 20), необходимо сначала установить величину конечного сальдо счета 20, то есть произвести оценку незавершенного производства, которое продолжит числиться на данном счете. Как правило, необходимо провести инвентаризацию незавершенного производства и оценить его.

Вопросы оценки незавершенного производства, распределения затрат между незавершенным производством и готовой продукцией приведены в соответствующих главах.

Вопросы бухгалтерского и налогового учета выявленных излишков и недостач в результате инвентаризации незавершенного производства приведены в книге «Инвентаризация на отлично!» в соответствующих главах. Там же приведены все необходимые бухгалтерские проводки. Книгу «Инвентаризация на отлично! Вы можете скачать на странице сайта «Форма заявки на книгу». Совершенно бесплатно!

 

Незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе в группе статей «Запасы»

Организации самостоятельно определяют детализацию показателя по строке 1210 «Запасы». Например, в Бухгалтерском балансе может быть обособленно приведена информация о стоимости материалов, готовой продукции и товаров, о затратах в незавершенном производстве, если такая информация признается организацией существенной (абз. 2 п. 11 ПБУ 4/99, п. 3 Приказа Минфина России N 66н). Решение организацией вопроса о том, является ли показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. То есть при формировании бухгалтерской отчетности существенность определяется совокупностью качественных и количественных факторов (Письмо Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01).

Показатели строки 1210 «Запасы» на 31 декабря предыдущего года и на 31 декабря года, предшествующего предыдущему, переносятся из Бухгалтерского баланса за предыдущий год.

В графе «Пояснения» приводится указание на раскрытие показателя строки 1210 «Запасы». Если организация оформляет Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах по формам, содержащимся в Примере оформления Пояснений, приведенном в Приложении N 3 к Приказу Минфина России N 66н, то в графе «Пояснения» по строке 1210 «Запасы» указываются таблицы 4.1 и 4.2.

 

пересорт

 

6.     Налоговый учет незавершенного производства. НДС в незавершенном производстве.

В данном разделе речь идет о тех, кто находится на общем режиме и признает доходы и расходы методом начисления.

Все расходы на производство и реализацию, в налоговом учете разделяются на прямые и косвенные (ст. 318 НК РФ).

Формально налогоплательщик вправе самостоятельно для целей налогообложения определить перечень прямых расходов, связанных с изготовлением продукции (выполнения работ, оказания услуг). Указанный перечень должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика.

К прямым расходам могут быть отнесены:

- материальные расходы, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;

- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также страховые взносы, начисленные на эти суммы оплаты труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

 

Все остальные расходы (кроме внереализационных), осуществляемые в течение отчетного (налогового) периода, считаются косвенными.

Порядок списания прямых расходов отличается от порядка списания косвенных расходов. Если косвенные расходы списываются полностью в течение текущего месяца и уменьшают налоговую базу, то прямые расходы признаются только по мере реализации продукции. Тем самым, создается ситуация когда налогоплательщику выгодно уменьшить суммарные показатели прямых расходов в пользу косвенных, тем самым получить более выгодную налоговую базу (При оказании услуг порядок иной).

На первый взгляд и ст. 319 НК РФ говорит о том, что предприятие самостоятельно устанавливает порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и изготовленную продукцию. Вот как это выглядит в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ):

Статья 319. Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных

 

1. Под незавершенным производством (далее — НЗП) в целях настоящей главы понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.

(в ред. Федерального законаот 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

В случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков незавершенного производства на конец налогового периода включается в состав прямых расходов следующего налогового периода в порядке и на условиях, предусмотренных настоящей статьей.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

2. Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП. Оценка остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток НЗП), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

3. Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции производится налогоплательщиком на основании данных об отгрузке (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП и остаткам готовой продукции на складе. Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки отгруженной, но не реализованной готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящуюся на отгруженную продукцию в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на складе), и суммой прямых затрат, приходящейся на реализованную в текущем месяце продукцию.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

4. Исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

 

Представляется, что налогоплательщика должна насторожить «идиллия» в этом вопросе.

Действительно, проза жизни сурова.

Наиболее прозаично в этом плане смотрится следующий документ:

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 24 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/2952@

 

О ПОРЯДКЕ

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДОВ

НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ НА ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ

 

Федеральная налоговая служба в связи с многочисленными запросами налоговых органов и налогоплательщиков по вопросу порядка распределения в целях налогообложения прибыли расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), и закрепляет его в учетной политике для целей налогообложения.

При этом прямые расходы относятся к затратам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой они учтены в соответствии со статьей 319 Кодекса.

Таким образом, если у организации есть прямые расходы, относящиеся к незавершенному производству, остаткам готовой продукции и отгруженным, но не реализованным товарам, то, пока не произойдет реализация продукции и указанных товаров, данные суммы прямых расходов не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль.

Расходами на основании пункта 1 статьи 252 Кодекса признаются любые экономически обоснованные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 25 Кодекса не содержит прямых положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным.

Однако из норм статей 252, 318, 319 Кодекса, следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете

стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным.

Более того, в статье 318 Кодекса отражена норма, предусматривающая включение в состав прямых расходов именно тех расходов, которые «…связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).».

Это означает, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

На основании изложенного, право самостоятельно определять перечень расходов требует от налогоплательщика обоснования принятого решения. Такое полномочие может быть использовано налогоплательщиком в целях учета особенностей, характерных для разных отраслей промышленности.

Изложенная позиция поддерживается и правоприменительной практикой. Так, в Определении ВАС РФ от 13.05.2010 N ВАС-5306/10 отмечается: «…не основаны на законе доводы налогоплательщика о толковании инспекцией и судами положений статей 318 и 319 Кодекса, ограничивающем его самостоятельность в формировании учетной политики в части отнесения затрат к косвенным или прямым расходам. Предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учетную политику, включая формирование состава прямых расходов, Кодекс не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика. Напротив, указанные нормы относят к прямым расходам затраты, непосредственно связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Кроме того, согласно пункту 1 статьи 319 Кодекса налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). В случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей».

Доведите данное письмо до подведомственных налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Е.В.КОЗЛОВА

 

 

 

 

Основные риски присутствуют в следующих случаях:

1.     Определение перечня прямых расходов.

Соглашаясь с тем, что налогоплательщик вправе самостоятельно определить перечень прямых расходов, налоговые органы настаивают на обоснованном подходе к этому вопросу.

Разъяснения контролирующих и судебных органов изобилуют взаимоисключающими примерами. На полярных полюсах находятся:

- Возможность учета в составе прямых расходов только материальных затрат и распределения их при оценке незавершенного производства.

Например:

 

Вопрос: Учетная политика организации относит к прямым расходам материальные затраты на производство, расходы на оплату труда работников, участвующих в производстве, соответствующие суммы ЕСН и расходы на обязательное пенсионное страхование, начисленную амортизацию по основным средствам, используемым при производстве. Можно ли, формируя стоимость незавершенного производства при исчислении налога на прибыль, распределять только материальные затраты?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 11 ноября 2008 г. N 03-03-06/1/621

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке распределения прямых расходов на незавершенное производство в налоговом учете по налогу на прибыль и сообщает следующее.

Согласно ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) к прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 Кодекса;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Пунктом 1 ст. 319 Кодекса установлено, что налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство (далее — НЗП) и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

Таким образом, по нашему мнению, налогоплательщик вправе предусмотреть в учетной политике организации возможность учета в составе прямых расходов только материальных затрат и распределять их при оценке НЗП.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

11.11.2008

 

На противоположенном полюсе можем рассмотреть Определении ВАС РФ от 22.06.2012 N ВАС-7511/12, где рассматривается эпизод о том,что исключать из состава прямых расходов такие расходы, как зарплата персонала, участвующего в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также страховые взносы с этой зарплаты, неправомерно.

 

  1. Механизм распределения затрат на производство и реализацию продукции должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом.
  2. Отнесение определенных затрат к косвенным расходам, связанных с производством продукции, целесообразнее производить только при отсутствии реальной возможности отнесения их к прямым расходам. Опять же применив при этом экономически обоснованные показатели.
  3. Оценка остатков незавершенного производства на конец месяца должна производиться на основании данных:

- первичных учетных документов о движении и об остатках

( в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам и прочим подразделениям.

- налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

В качестве первичных документов могут служить документы на проведение инвентаризации незавершенного производства.

Перечень документов оформляемых при проведении инвентаризации незавершенного производства должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика.

Образцы документов, оформляемых при проведении инвентаризации незавершенного производства можно скачать на нашем сайте на странице «Форма заказа книги».

  1. Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего     месяца включается в состав материальных расходов следующего месяца. По окончанию налогового периода сумма остатков незавершенного производства на конец налогового периода включается в состав материальных расходов следующего налогового периода.

 

 

Вопросы начисления НДС в незавершенном производстве всплывают только в случаях продажи незавершенного производства сторонней организации и при переходе с обычного режима на УСНО. Вопрос восстановления входного НДС в этих случаях довольно спорен, сама ситуация возникает редко, поэтому останавливаться на этом не будем. Если данный вопрос интересен, пишите на электронный адрес djamail2014@rambler.ru необходимые документы будут Вам направлены бесплатно.

А пока перейдем непосредственно к тексту комментария Минфина России.

«Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 4

 

Вопрос: При аудиторской проверке нам было указано на то, что в конце месяца надо делать корректировку учтенных расходов на стоимость сырья и материалов, которые были списаны в производство, но не использованы (незавершенное производство). В качестве обоснования были приведены положения п. 5 ст. 254 НК РФ. Корректировку предложено было вносить в Книгу учета доходов и расходов (в графу 5) на последнее число месяца. Правомерно ли такое требование по учету сырья и материалов при УСНО?

 

Ответ: Порядок

НК РФ. Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы производственного характера принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.

Кроме этого, ст. 346.17 НК РФ определен специальный порядок признания расходов на сырье и материалы, согласно которому расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Для материальных расходов (в том числе расходов на приобретение сырья и материалов) отдельно предусмотрено, что они признаются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.

Никаких других условий признания расходов на приобретение сырья и материалов, кроме вышеприведенных, гл. 26.2 НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, гл. 26.2 НК РФ никакой корректировки по стоимости сырья и материалов, которые были списаны, но не использованы в производстве, не предусмотрено. Соответственно, данное требование неправомерно.

 

Ю.В.Подпорин

Заместитель начальника

отдела специальных налоговых режимов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

Подписано в печать

06.04.2011

излишки7

7. Незавершенное производство (НЗП)  в сфере оказания возмездных услуг.

Имеются некоторые особенности учета незавершенного производства (НЗП) в сфере оказания услуг. В этом вопросе очень четко прослеживается мысль о том, что знания бухгалтера не могут ограничиваться лишь рамками бухгалтерского учета. В данном случае без знаний основ Гражданского кодекса просто не обойтись. Но все по порядку.

Вначале базовые моменты незавершенного производства (НЗП) в сфере услуг, а затем углубимся в нюансы.

Объем незавершенного производства складывается в бухучете (дебетовое сальдо по счету 20 «Основное производство») на последнюю дату отчетного периода. Услуга считается оказанной, если между исполнителем и заказчиком подписан двусторонний акт об оказании услуги и заказчик не имеет претензий по ее качеству (п. 2 ст. 720, 783 ГК РФ).

Если по договору услуга оказывается в течение одного отчетного периода и до окончания этого периода акт об оказании услуг подписан, то незавершенного производства по данной услуге быть не может. Это объясняется тем, что затраты исполнителя в полном объеме относятся на финансовый результат в момент признания в бухучете выручки от реализации услуги.

Если договор об оказании услуг заключен на срок более одного месяца, то услуга носит длящийся характер. По таким услугам выручку можно признавать двумя способами:

– поэтапно по мере оказания услуг;

– единовременно по исполнению договора в целом.

В первом случае остатков незавершенного производства в учете не будет. Это объясняется тем, что все затраты, связанные с оказанием услуг в течение отчетного месяца, будут списаны со счета 20 одним из способов, закрепленных в учетной политике для целей бухучета:

– с использованием счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»; – без использования счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

Во втором случае затраты, связанные с оказанием услуг, могут быть учтены в составе расходов (т. е. списаны на счет 90 «Продажи») только после того, как стороны подпишут акт об оказании услуг. До тех пор пока этот акт не оформлен, вся сумма расходов, накопленных на счете 20 по этой услуге, будет формировать стоимость незавершенного производства.

Независимо от характера оказываемых услуг (кратковременные или длящиеся) в налоговом учете организации-исполнители вправе списывать прямые затраты на расходы текущего отчетного периода без распределения на незавершенное производство В связи с этим во втором случае расхождения в порядке учета расходов приведут к появлению временных разниц. В связи с этим в бухучете нужно будет отразить отложенное налоговое обязательство. Такой вывод следует из положений пунктов 10, 15, 18 ПБУ 18/02.

Теперь углубимся в нюансы.

А всегда ли в сфере оказания услуг оформляется акт об оказании услуг. Нет не всегда. Акт об оказании услуг оформляется если это предусмотрено договором или его составление необходимо в соответствии с гражданским законодательством.

Но следует учесть, что судебная практика в этом вопросе неоднозначна. Как минимум три варианта судебных решений.

Вторая позиция приведена в судебном решении, согласно которому акт обязателен для подтверждения материальных расходов.

И, наконец, есть судебные решения, в которых указано, что при отсутствии акта факт выполнения работ можно подтвердить другими доказательствами.

 

Далее следует разграничить оказание услуг от работ.

Для того чтобы не запутаться, советую обратиться к ст. 38 НК РФ, которая разграничивает эти понятия. Это важно в налоговом учете при отражении незавершенного производства (НЗП) в сфере услуг. Некоторые налогоплательщики отождествляют деятельность по выполнению работ с оказанием услуг и, соответственно, не определяют незавершенное производство, что противоречит положениям абзаца. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ.

 

Будем иметь в виду, что мы рассмотрели оказание возмездных услуг коммерческими предприятиями, находящимися на собственном балансе. Кроме того подобные услуги могут оказываться подразделениями предприятий или подразделения бюджетных организаций (профилактории предприятий, детские оздоровительные лагеря предприятий и т.д.) Эти случаи мы сейчас не рассматриваем. Как и не рассматриваем особенности «упрощенцев».

лупаjpg

 О документе «Инвентаризационная опись незавершенного производства».

Образец Инвентаризационной описи незавершенного производства.

Обращаю внимание на следующие моменты Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

 1.     «3.30. Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест,

не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а         инвентаризируются и фиксируются в отдельных описях»..

Таким образом, сырье и материалы, не подвергавшиеся  обработке в опись незавершенного производства не включаются.

 2.  Процесс инвентаризации многогранен и решает большой круг задач. Одной из главных задач инвентаризации является подсчет материальных ценностей, находящихся под материальной ответственностью материально – ответственного лица. Затем последующая его сверка с данными бухгалтерского учета. Далее, в случае выявления, допустим недостачи у материально – ответственного лица, возможны отнесения их на виновное лицо, в том числе и в судебном порядке. На необъятных просторах интернета встречаются  Акты инвентаризации незавершенного производства, в которых не предусмотрено участия в инвентаризации материально – ответственного лица и тем более его подписи. Поясню, что в промышленном производстве, в строительстве, да и везде, кроме сферы оказания возмездных услуг, незавершенное производство — это материальные ценности, стоимостью  ничуть не дешевле чем на складах. И они находятся под материальной ответственностью материально – ответственных лиц, с ними заключаются договора о материальной ответственности. Другое дело, что при детальном рассмотрении положений этого договора именно в незавершенном производстве, возникают вопросы в части обеспечения надлежащими условиями сохранности, вверенных материальных ценностей. Это отдельная тема, и в целом не отвергает наличие материальной ответственности в незавершенном производстве. Таким образом, выше рассматриваемый Акт инвентаризации незавершенного производства не может служить основанием для судебных разбирательств с материально – ответственным лицом. Даже приказом по фирме не взыскать недостачи при грамотно выстроенной защите. Там просто отсутствует подпись материально – ответственного лица, как и его должность и фамилия.

 

3      Если продолжить  далее рассмотрение Акта инвентаризации незавершенного производства, в котором не предусмотрено участие материально – ответственного лица, то столкнемся и с другой проблемкой. Форма и структура рассматриваемого Акта инвентаризации незавершенного производства заточена не на подсчет  материальных ценностей, а в основном на его калькулирование. Думаю, нас это не устроит.

4       Из всего вышесказанного вытекают следующие вопросы, требующие своего разрешения:

 

А) Каким документом оформлять инвентаризацию незавершенного производства – Актом или Описью?

Б)  Надо ли участие материально – ответственного лица при инвентаризации незавершенного производства?

В) Как выстроить именно количественный учет деталей, узлов, сборочных единиц, а затем скалькулировать их стоимость?

 

Попытаюсь предложить свой вариант  инвентаризационной описи незавершенного производства и обосновать некоторые ее положения..

 

Оттолкнусь от статьи, выложенной в свободном доступе в журнале «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 2 .   Статья называется «Подготовительные мероприятия перед составлением отчетности». Автор И.И. Дубовик, эксперт журнала  «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение».

Основные положения в этой статье касательно инвентаризации незавершенного производства

 

 

……Сведения о наличии имущества и обязательств, установленные в ходе проверки, заносятся в инвентаризационные описи или акты. Различаются эти документы тем, что инвентаризационная опись используется, как правило, для оформления результатов визуального и физического контроля имущества, в то время как акт применяется в случае документальной ревизии. Раньше было исключение из данного правила: проверка наличия денежных средств оформлялась актом. Сейчас он не упоминается в Указании о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Поэтому использовать слово «опись» можно как для нефинансовых, так и для финансовых активов, в частности для проверки:

- объектов основных средств (ОС);

- капитальных вложений (вложений во внеоборотные активы и оборудования к установке);

- материально-производственных запасов (МПЗ);

- незавершенного производства (НЗП) и полуфабрикатов;……………

 

……..Напоминаем, автор приводит только названия, специально избегая указания унифицированных форм, при этом никто не запрещает бухгалтеру также ввести краткие обозначения названных документов, например опись ОС, опись ГП или акт по кредитам и займам, акт с разными дебиторами и кредиторами. Можно их пронумеровать: форма ИНВ-1, 2, 3 и т.д. К отдельным описям можно ввести дополнительные документы, если объем проверки большой и целесообразно ее разделить на несколько этапов, тем самым излишне не перегружается соответствующая опись………..

 

 

….. Расхождения целесообразно фиксировать в отдельных документах. Раньше такие документы назывались сличительными ведомостями и составлялись в отношении имущества, по которому выявлены отклонения фактических данных от учетных. Почему бы не взять это на вооружение и не предусмотреть составление сличительных ведомостей в случае отклонений в наличии активов как оборотных, так и внеоборотных. Причем для имущества, по которому наиболее вероятны отклонения (МПЗ, НЗП, ГП), можно ввести отдельные сличительные ведомости, а для отражения отклонений в расчетах — единую сличительную ведомость (если отклонений немного).

 

Согласиться или не согласиться с мнением эксперта дело вкуса каждого. Лично я согласен и со своей стороны к вышесказанному экспертом И.И. Дубовик только добавил бы, что документ должен соответствовать  положениям статьи 9 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете», а именно

 

Статья 9. Первичные учетные документы

 

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

 

В пользу того, что при инвентаризации незавершенного производства  применяется именно опись и сличительная ведомость, а не акт, говорят некоторые статьи  Методических указаний, а именно

 

«3.31. По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья (в соответствующих отраслях промышленности), в описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя…………»:

 

 А также статья 3.29.

 

«3.29. Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.

 

Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам — с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания».

 

Если размешать всю вышесказанную гремучую смесь, то получим  следующие основные положения:

 

  1. При инвентаризации незавершенного производства можно применить Инвентаризационную опись.
  2. Инвентаризационная опись незавершенного производства имеет свои особенности касательно разбивки единицы наименования еще и на этапы выполненной обработки.
  3. Сверка фактических данных инвентаризации незавершенного производства с данными бухгалтерского учета  можно осуществлять в сличительной ведомости.
  4. Сличительная ведомость инвентаризации незавершенного производства имеет свои особенности касательно разбивки единицы наименования еще и на этапы выполненной обработки.
  5. Инвентаризационная опись и сличительная ведомость незавершенного производства должна в полной мере отвечать требованиям статьи 9 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете»,

 

В данном случае на первый план выдвигается проблема определения этапов (стадии) обработки инвентаризируемых деталей и определения стоимости детали на каждом этапе (стадии) обработки.

Если в компании наложен учет производства с применением  информационной системы

«1 С. Производство», эти вопросы отпадают, т.к. указанная система обладает этим ресурсом.

В противном случае силами технологической службы, а также силами финансово – экономического и бухгалтерского  блока потребуется подготовить оценку каждой детали  на каждом этапе обработки. И сделано это надо до начала инвентаризации.

 

Водимо настала пора перейти непосредственно к самой инвентаризационной описи незавершенного производства.

За ее основу взята стандартная  инвентаризационная опись товарно – материальных ценностей формы № ИНВ-3.

 

Ничего в самой форме не изменено, кроме замены в названии документа  слов «товарно – материальных ценностей» на слова « незавершенного производства».

 

Также вместо названия графы «Товарно – материальные ценности» вводим название графы

«Детали, узлы, агрегаты, сборки».

Далее придерживаемся положений статьи 3.29 Методических указаний, а именно:

 

«Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема».

 

Есть еще особенность, описанная в статье  3.31 Методических указаний.

3.31. По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья (в соответствующих отраслях промышленности), в описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

 

 

В данном случае не обойтись без конструкторско – технологической документации (КДС), данных бухгалтерской и финансовой службы.

 

Степень готовности в нашем образце разбита на 3 степени, т.е. деталь на первой стадии обработки, деталь на второй стадии обработки, деталь проверена ОТК и готова к сдаче на промежуточный цеховой склад или передаточную кладовую.

 

 

 

 

ОБРАЗЕЦ

 

Инвентаризационная опись незавершенного производства.

 

Организация ___________________________________

Структурная единица  организации _______________

Основание для проведения инвентаризации: приказ,постановление,распоряжение                                                     Дата

(ненужное зачеркнуть)

Дата начала инвентаризации                      ____________________________

Дата окончания инвентаризации               _____________________________

 

РАСПИСКА

 

К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

 

 

Материально ответственное(ые) лицо(а):

___________       _________       _____________________

(должность)       (подпись)       (расшифровка подписи)

___________       _________       _____________________

(должность)       (подпись)       (расшифровка подписи)

 

 

Номер по порядку Детали, узлы, агрегаты, сборки. Единица измерения Цена, руб. Фактическое наличие По данным бухгалтерского учета или 1С –производство.
наименов, вид, сорт, группа номенклат номер наименование код по СОЕИ кол-во сумма, руб. кол-во сумма, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Деталь А:
1 стадия 1
2 стадия 2
3 стадия 3
Узел Б
4 стадия 1
5 стадия 2
6 стадия 3
Агрегат В
7 стадия 1
8 стадия 2
9 стадия 3
Сборочная еденица Д
10 стадия 1
11 стадия 2
12 стадия 3
ИТОГО

 

Итого по описи: количество порядковых номеров ____________________

(прописью)

общее количество единиц фактически _______________

(прописью)

__________________________________________________________________

на сумму, руб. фактически ________________________

(прописью)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Председатель комиссии: зам.директора по производству

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

Члены комиссии: инженер — технолог_________ _________ ___________

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

ведущий экономист _________ _____________________

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

бухгалтер _________ _____________________

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

 

Все  ценности,  поименованные  в настоящей  инвентаризационной

описи  с N  ________ по N _______,  комиссией проверены в натуре в

моем   (нашем)  присутствии  и внесены  в опись,   в  связи  с чем

претензий   к инвентаризационной  комиссии  не  имею  (не  имеем).

Ценности,   перечисленные  в описи,   находятся  на  моем  (нашем)

ответственном хранении.

 

Материально ответственное(ые) лицо(а):

___________       _________       _____________________

(должность)       (подпись)       (расшифровка подписи)

___________       _________       _____________________

(должность)       (подпись)       (расшифровка подписи)

 

Указанные в настоящей описи данные и подсчеты проверил:

___________       _________       _____________________

(должность)       (подпись)       (расшифровка подписи)

 

 

Сличительная ведомость  по результатам инвентаризации незавершенного производства строится аналогичным образом и поэтому рассматривать ее не будем.

 

Окончательная обработка данных инвентаризации незавершенного производства осуществляется в бухгалтерии, где оно оценивается. Финансовые службы  выявляют отклонения фактических стоимостных данных от плановых или нормативных.

 

В завершении хочется еще раз напомнить, что незавершенное производство — это довольно, своеобразный процесс. Не все процессы впишутся в описанную выше форму. Но, в любом случае, логику оформления инвентаризации незавершенного производства, понять она поможет.

Заказать бесплатно статью на свой компьютер или задать бесплатно вопросы можно здесь.

вступительная

До новых встреч!